Обыденно обсуждать анатомию человека, интерьер зданий,
комплектацию автомобилей и начинку компьютеров. Предлагаю Вам открыть для себя
анатомию изделий запорной арматуры. Стартовый предмет для анализа - шаровой кран
для воды.
Шаровой кран от компании Herz |
Комплектующие шарового крана |
Вот перечень основных узлов крана:
- рукоять (поз.1 (см. рисунок));
- корпус (2.1 и 2.2);
- шток (3);
- поджимная гайка (4);
- уплотнитель штока (5 (на рисунке не видно));
- шар (6);
- гайка крепления рукоятки (7);
- седельные кольца (8).
Основным рабочим элементом конструкции является
затворный шар (6). Он фиксируется меж двух седельных колец (8). В нем есть отверстие,
через которое протекает вода. Путем его поворота, кран перекрывает путь воды. Закрытие
прибора осуществляется с помощью поворота рукояти (1). Она крепится к корпусу
гайкой (7). Усилие от манипуляции ручки к шару передается через шток (3). Шток
вставляется в паз затворного шара и крепится к корпусу крана (2) с помощью
поджимной гайки (4). Герметизируется узел штока за счет уплотнения (5).
А теперь углубимся в анатомию.
Рукоять. Они бывают двух типов: ручка и бабочка.
Различные виды рукоятей шарового крана: слева - ручка, справа - бабочка |
Бабочка имеет небольшие габариты и имеют
меньшую стоимость. Потому краны с таким типом рукояти могут устанавливаться в самых
разнообразных местах и положениях. Сплавы алюминия преобладают в качестве
материала для этих изделий.
Ручки как правило стальные. Некоторые заводы
добавляют полимерное или резиновое покрытие. Удобнее при эксплуатации. Усилий
при открывании необходимо намного меньше. Но из-за размеров присутствуют
ограничения с местом установки.
Могут быть различных конфигураций и цветов.
Бабочки шаровых кранов всевозможных цветов |
Желтый цвет бабочки соответствует газовым
кранам, оранжевый – к системам солнечных коллекторов. Синим цветом часто
обозначают краны для холодной воды. Зеленым, что материалы крана не имеют вредных
веществ и изготовлены специально для питьевой воды. Основной цвет – красный.
От конструкции рукояти зависит лишь удобство
перекрытия.
В преобладающем количестве, корпуса шаровых кранов изготавливают
составными. Из двух полукорпусов: малого (2.1) и большего (2.2). Как правило, для
производства корпусов используют латунь. Но бывают также краны из меди,
пластика и нержавеющей стали.
О маркировке шаровых кранов вы можете узнать
здесь Маркировка шаровых кранов.
Следующим и очень важным есть узел штока. Количество и тип элементов
зависит от модификации этого узла. В данном случае (как на рисунке) показан
кран с ремонтопригодным узлом штока. На латунный шток помещается кольцевой
уплотнитель из тефлона (PTFE). Такая
конфигурация позволяет ремонтировать кран в процессе эксплуатации. Различные
виды узлов штока рассмотрены в здесь Модификация узлов штока шаровых кранов.
Ремонтопригодный узел штока |
Затворный шар преимущественно изготавливается сферической
формы. Хотя бывают разные модификации, и даже квадратные.
Затворные шары |
Так как поверхность в процессе работы плотно
контактирует с тефлоновыми седельными
кольцами, его поверхность должны быть идеальная. Поэтому шар процессу
полирования, а также покрывают сверху хромом для улучшения скольжения. Этот элемент
также производится из латуни. Те производители, которые ходят максимально
удешевить свою продукцию делают шары из стели или чугуна, а седельные кольца из
полиэтилена. Это негативно сказывается на свойствах и жизненном цикле крана.
Последней деталью есть гайка крепления рукоятки. Они также бывают разнотипными. Некоторые конструкции
заменяют гайку на болт.
Виды крепления рукояти шарового крана |
Зачастую используемый материал – железо. Но
бывают и латунные модели. Последние имеют преимущество по коррозионной стойкости.
Это был первый материал подробного изучения продукции мира сантехники. Следите за моим блогом и Вы откроете для себя инженерный мир в деталях!
Комментарии
Отправить комментарий